Меню
12+

Сетевой центр «Голос времени»

14.05.2019 11:31 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ситуацию необходимо контролировать

Военная операция ВКС России на территории Сирийской Арабской Республики, усилия международной антитеррористической коалиции в Сирии и Ираке активизировали попытки террористов перенести свою деятельность за пределы Ближневосточного региона. Кроме того, успехи сирийской армии привели к росту дезертирства в террористических группировках и вызвали волну возвращения иностранных боевиков на их родину. Российская Федерация с рядом других государств постсоветского пространства стала рассматриваться лидерами «мирового джихада» в качестве одной из приоритетных целей для террористических атак.

В значительной степени этому способствует то, что, по имеющимся сведениям, в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке на стороне экстремистов принимают участие около 10 тысяч выходцев из стран бывшего СССР, треть из которых составляют граждане России. Только в Сирии в боевых действиях участвуют свыше 30 различных террористических группировок, большая часть которых укомплектована выходцами из Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов Российской Федерации. В числе этих структур батальоны «Джохар Дудаев», «Шамиль Басаев» и «Амир Хаттаб». Несложно оценить деструктивный потенциал такого количества хорошо подготовленных боевиков, сплоченных религиозно-экстремистской идеологией.

Возможность их возвращения в страны исхода для целенаправленного совершения террористических актов представляет серьезную угрозу национальной безопасности. «Возвращенцы» обладают навыками обращения с оружием, изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, знанием тактических приёмов ведения боевых действий, радикальными взглядами и многочисленными связями в криминальной среде. Кроме того, данная категория лиц выполняет роль модераторов и идейных проводников исламистского радикализма, участвует в вербовке и переправке рекрутов в лагеря подготовки боевиков и зоны вооруженных конфликтов. В Российскую Федерацию эмиссары-вербовщики проникают с использованием миграционных и туристических потоков, а после оседания и легализации начинают вести активную работу внутри диаспор выходцев из Центральной Азии, в российских регионах с преобладанием мусульманского населения. Мононациональная обособленность, правовая беспомощность, влекущая за собой социальную дискриминацию и унизительную зависимость от своих работодателей, обусловливают успех рекрутированию мигрантов в ряды международных террористических организаций (далее — МТО). Идеологической основой вербовки в, как правило, является религиозно экстремистская догматика, увязанная с идеями социальной справедливости.

Установлено, что большинство вернувшихся в Россию боевиков по заданию главарей международных террористических группировок вступает в ряды бандгрупп, действующих на Северном Кавказе. Одним из условий возвращения боевиков из зоны сирийского конфликта является прохождение ими дополнительной снайперской или минно-взрывной подготовки и принятие обязательств по дальнейшему участию в террористической деятельности. По возвращении на родину такие лица нередко меняют установочные данные и место жительства, создают законспирированные ячейки и приступают к подготовке террористических актов. Другая часть боевиков, получивших боевой опыт террористической деятельности за рубежом, как уже отмечалось, становится вербовщиками в ряды МТО.

В этих условиях особую актуальность приобретает своевременное выявление в миграционных потоках на стадии пересечения государственной границы участников террористических структур. Работа осложняется не только огромным количеством мигрантов, пересекающих границу России (ежегодно около 20 млн иностранцев), но и из-за применяемых ими ухищрений, среди которых наиболее распространено использование поддельных паспортов или документов, выданных на вымышленные имена. Регулярно фиксируются попытки въехать в Российскую Федерацию через границы государств-участников СНГ. Одновременно в России действуют подпольные лаборатории, специализирующиеся на изготовлении фиктивных документов, необходимых как для выезда из нашей страны, так и для легализации на ее территории.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен комплекс организационно-правовых мер, связанных с недопущением проникновения на территорию Российской Федерации членов МТО и вовлечения российских граждан в террористическую деятельность за рубежом. Реализация данной системы мер в целом позволяет контролировать ситуацию на каналах миграции, нейтрализовывать попытки проникновения членов МТО и экстремистских объединений в Российскую Федерацию и пресекать транзит рекрутов в зоны вооруженных конфликтов.

Совместными усилиями российских спецслужб и правоохранительных органов вскрыты основные каналы выезда радикальных исламистов с территории России в международные лагеря подготовки боевиков и маршруты их возвращения. Определены «транзитные страны», через территорию которых перемещаются рекруты (Турция, Ливия, Египет, Грузия, Азербайджан, Украина, Беларусь, Иран и страны Центральноазиатского региона).

В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации налажен механизм выявления и фильтрации лиц указанной категории в ходе прохождения ими пограничного контроля. Пограничными органами осуществляется их фотографирование, дактилоскопия и, по возможности, отбор генетических образцов.

Во взаимодействии с иностранными партнерами на основании информации ФСБ России осуществляется своевременное закрытие въезда в «транзитные страны» граждан России, собирающихся или уже участвующих в деятельности террористических организаций. Аналогичная работа проводится в отношении лиц, пытающихся въехать на территорию России для участия в террористической деятельности на территории Северо-Кавказского региона и других субъектов РФ.

Ведутся перечни запрещенных террористических и экстремистских организаций, участники которых преследуются в уголовном порядке.

Принимаются меры по пресечению контрабанды оружия и иных средств поражения с территории зарубежных государств, в первую очередь из стран Прибалтики, а также Украины, Абхазии и Южной Осетии.

Росфинмониторинг проводит работу по вскрытию и пресечению источников и каналов финансирования международных террористических организаций и аффилированных с ними лиц.

Можно констатировать, что в Российской Федерации в целом создана правовая база противодействия международному терроризму и противодействия миграции боевиков. Введена ответственность за организацию деятельности террористической организации и создание террористического сообщества. Ужесточено наказание за организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем. Криминализированы участие в вооруженных конфликтах за рубежом в составе МТО, вербовку рекрутов в интересах МТО и обучение террористической деятельности.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, следует признать, что основные проблемы, которые не позволяют поставить надежный заслон террористам, стремящимся использовать для проникновения на территорию России каналы миграции, остаются прежними. Среди них:

незавершенность договорно-правового оформления значительных участков Государственной границы Российской Федерации с государствами-участниками СНГ и их техническая необустроенность;

проявления коррупции в субъектах государственной миграционной политики;

упрощенный порядок въезда на территорию Российской Федерации граждан некоторых иностранных государств;

несовершенство системы миграционного учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6