Интервью с руководителем клиентской службы Пенсионного фонда Новолакского района Альбиной Абдуллаевой
Переход на электронные трудовые книжки.
1. Зачем нужна электронная трудовая книжка?
Часто обращение работника в ПФР о назначении ему пенсии превращается в квест. Выясняется, что какой-то работодатель давным-давно не внёс нужные сведения в трудовую книжку, потерял их или ошибся. Сотруднику приходится обращаться за информацией на прежнее место работы, но там пожимают плечами: архивы в 1991 году сгорели, а потом утонули. В результате законный запрос о назначении пенсии становится бесконечной чередой обращений в разные инстанции, а всё из-за того, что данные потерялись.
Чтобы сохранить и сделать доступнее информацию о стаже, в России решили внедрить электронные трудовые книжки (ЭТК). 3 декабря 2019 года закон о них принят в третьем чтении.
2. О внесенных изменениях кого следует уведомить?
В Законе № 439-ФЗ сказано о необходимости известить всех работников, без каких-либо исключений. А значит, направить уведомления нужно и тем, кто находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком. Адресатами уведомления будут также надомники, сезонные, временные сотрудники и т.п. Известить нужно работников всех подразделений, представительств и филиалов. Наконец, не забывайте, что руководитель организации в большинстве случаев также является ее работником. То есть его тоже нужно уведомить о возможности перейти на ЭТК.
Этот процесс начинается с направления или вручения каждому работнику письменного уведомления. В него нужно включить две части. Первая — краткое изложение сути изменений в трудовом законодательстве, связанных с появлением электронных трудовых книжек. Вторая — разъяснение работнику его права подать заявление о выборе порядка ведения трудовой книжки (п. 2 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).
3. Интересно, а какие сведения будут внесены в электронную трудовую книжку и внесут ли туда всю информацию о трудовом пути работника?
В ЭТК будут фиксировать все изменения в трудовых отношениях конкретного человека после 31 декабря 2019 года. Это приём на работу, перевод, увольнение, обучение по время работы и многое другое. Кроме того, в ЭТК будут вносить работу по совместительству. Раньше такую информацию вносили в трудовые книжки только по просьбе работника.
Собирать эти сведения и передавать их в ПФР организации будут самостоятельно. Информация обо всех местах, где человек работал с 01.01.2020, будет храниться на индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Получить её можно будет в личном кабинете на сайте ПФР или на портале «Госуслуги».
4. Вся страна переходит на электронные трудовые книжки и это неизбежно, однако возникает справедливый вопрос, что же будет с бумажными трудовыми?
Те, кто уже работает, до конца 2020 года смогут выбрать, сохранить бумажную трудовую книжку или перейти на электронную. Если сотрудник окажется в это время на больничном или в длительном отпуске, он сможет «выбрать» трудовую до 2021 года.
Если сотрудник предпочтёт бумажную трудовую, работодатель всё равно обязан вести сведения о его трудовой деятельности в электронном виде и передавать их в ПФР. При этом сотрудники могут в любой момент написать заявление и отказаться от бумажной трудовой книжки. А вот если он сразу выбрал электронную трудовую, то вернуться к старой форме уже не сможет.
У тех, кто заключит первый в жизни трудовой договор после 31 декабря 2020 года, бумажных трудовых книжек уже не будет.
5. Могут ли сотрудники получать информацию о своем трудовом пути и как это возможно?
Конечно смогут получить. Необходимые сведения сотрудники могут получить:
1. В организации по последнему месту работы. Работодатель в течение трех дней с момента подачи заявления об увольнении или в день расторжения трудовых отношений должен выдать сведения о трудовой деятельности в форме справки СТД-Р в бумажном или электронном виде, заверенные должным образом. Справка будет содержать только те сведения, которые относятся к работе в этой организации.
2. Заказать в личном кабинете Пенсионного фонда России. Отделение ПФР может выдать распечатанный бланк или отправит файл, подписанный усиленной электронной подписью.
3. Через портал Госуслуги (только в электронном виде) или в МФЦ (только в бумажном формате).
6. В связи с ведением в России электронных трудовых книжек полностью пересмотрена система предоставления от работодателя своим сотрудникам сведений об их трудовой деятельности. В связи с тем с 2020 года Минтрудом утверждена новая форма справки СТ Д-Р. Хотелось бы узнать, что такое справка СТ Д-Р?
Чтобы ПФР регулярно получал новые сведения о стаже работников, появляется новый вид отчётности по форме СЗВ-ТД. Заполнять её нужно на всех официально трудоустроенных или уволенных работников, а также фиксировать там другие кадровые изменения и отражать информацию о поданном заявлении о выбранном формате трудовой.
Бланки заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами или при помощи средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом можно использовать любые цвета, кроме красного и зелёного.
Документ по форме СЗВ-ТД заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации. Работодатель, который не является юрлицом, заверяет документы личной подписью.
7. В чем польза от внедрения электронных трудовых книжек?
Польза в возможности производить все операции с информацией о трудовом стаже в формате онлайн. Это удобно и сотруднику, и работодателю, и Пенсионному фонду, и всем прочим организациям, которым периодически нужна информация о занятости человека (например, банкам при выдаче кредитов).
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.