Меню
12+

Сетевое издание "Редакция "Голос времени"

22.03.2020 17:28 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Жители Новолакского района отметили традиционно праздник Навруз-байрам в кругу семьи

Автор: Патимат Юнусова
Источник: Редакция районной газеты "Голос времени"

В день праздника ​ Навруз-байрам у Исаевой Патимат собрались все дети с внуками, чтобы отметить праздник вместе ​ с бабушкой. "Живу давно, — смеется она, — пора зрелости, размышлений, когда хотя и ощущаешь немощь, а душа остается молодой, и кажется, вот сейчас пущусь в пляс, а отяжелевшие, словно налитые свинцом ноги, уже не те, и все труднее ступать на них, все меньше сил в руках, и ​ дивишься, как же я могла так прожить такую трудную жизнь и выстоять, родить детей, вырастить их достойными людьми, а еще работать с утра и до позднего вечера".

В день праздника ​ Навруз-байрам у Исаевой Патимат собрались все дети с внуками, чтобы отметить праздник вместе ​ с бабушкой. "Живу давно, — смеется она, — пора зрелости, размышлений, когда хотя и ощущаешь немощь, а душа остается молодой, и кажется, вот сейчас пущусь в пляс, а отяжелевшие, словно налитые свинцом ноги, уже не те, и все труднее ступать на них, все меньше сил в руках, и ​ дивишься, как же я могла так прожить такую трудную жизнь и выстоять, родить детей, вырастить их достойными людьми, а еще работать с утра и до позднего вечера".

Патимат ​ — умудренной жизнью женщина. С мужем вырастили прекрасных детей. Дети выросли самостоятельными людьми и знали, что подвести родителей не имеют права. Уже создалась династия, а она продолжает укрепляться, передавать традиции семьи последующим поколениям. Рядом растут прекрасные внуки, правнуки — настоящие патриоты своего народа. Все собрались около бабушки и начали спрашивать историю праздника ​ Навруз — байрам.

"Лакская культура богата своими традициями, обрядами, — начала свой рассказ Патимат, — и этот разговор по душам все слушали очень внимательно. В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осень — ​ одни песни, зимой — другие, с иным настроением народ и мы встречаем приход весны и торжествующего лета. Созданные народными массами обрядовые песни исполняются во время проведения тех или иных обрядов. Возникли обряды в глубокой древности вместе со ​ становлением человеческого общества, как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры.

Обряд — ​ это особый способ передачи новым ​ поколениям свода определенных ​ идей, норм поведения, ценностей и чувств. Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря ​ солнечного летоисчесления, который ​ появился ​ у народов Средней Азии и Ирана семь ​ тысячилетий назад. ​ Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

День весеннего равноденствия также отмечается как наступление нового земледельческого года. У всех дагестанских народностей , праздник весны Навруз — Байрам- день празднования нового года. Этот праздник обязательно сопровождается зажиганием всевозможных огней, костры разжигают в местах массовых гуляний, во дворах, на общественных площадях.

Люди прыгали через костры с целью очищения от сглаза, болезни и грехов. Считалось, что перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освобождается от всех недугов, а у здорового осуществляются все желания. Зажигание факелов совпровождается специальными молениями Навруза. Поющие просят у Бога разрешения уничтожить в огне неудачи, боль, горе, оставить их в прошедшем году, стреляют из оружий. В праздничные дни принято ходить друг к другу в гости.​ Также одним из традиционных ритуалов во время Навруза считается составление своеобразного набора блюд к праздничному столу.

Обязательным блюдом праздника весны была каша "хьхьахьхьари" из пщеницы, кукурузы, фасоли, при варке клали куски сушеного мяса. Каша "къурункчуса" из пшеничной крупы, крупно молотой на ручных жерновах, пельмени с яичной начинкой.​

Эти блюда называли еще- "къатта тату"- способствующий загустению в доме, то есть, готовя его на этот праздник, надеются, что в доме целый год будет достаток. А детям готовили отдельный сладкий хлеб, разной формы Барта-мяш, который украшали разными сладостями".

Все дети, внуки, правнуки, которые собрались в доме у бабушки очень внимательно слушали ее, им все было очень интересно. "Дорогие мои, — продолжила свой рассказ бабушка Патимат, — это я рассказываю к тому, что надо помнить о ​ том, что сохраняя традиции, адаты, устои предков, мы даем жизнь новым поколениям, для которых, какими бы другими они не были, остается прежним материнский язык, обычаи, желание жить той родовой устроенностью, когда большая семья собирается за одним столом, чтобы почувствовать себя одним народом, соблюдая законы чести и совести во все времена, помните это. Пусть в ваших домах ​ всегда царит весеннее настроение", — завершила свой рассказ Патимат.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6