Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню
12+

Сетевое издание "Редакция "Голос времени"

19.01.2021 15:50 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

К 100- летию ДАССР

О выдающихся личностях республики

Генрих Гасанов — генеральный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, Герой Соцтруда, первый лауреат Ленинской Премии в Дагестане

К славной когорте тех, чьи имена стали бессмертными, принадлежит Генрих Алиевич Гасанов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской (Государственной) премий СССР, доктор технических наук, профессор, внук видного лезгинского ученого — историка и философа Гасана Алкадари, брат композитора, основателя дагестанской симфонической музыки, лауреата Государственных премий СССР, Готфрида Алиевича Гасанова. Генрих Алиевич родился 8 июля 1910 года в г. Дербенте, в семье служащего Али Гасановича Гасанова. Мать — Елена Владимировна Бек — Гасанова.

Долгие годы Г. А. Гасанов с семьей жил в Буйнакске, затем в Махачкале. В 1927 году, окончив трудовую школу, поступил в Ленинградское военно — морское училище им. Фрунзе, где учился с другом детства Магомедом Гаджиевым, в 1929 году был демобилизован из- за болезни из училища, вернулся в Махачкалу и поступил на работу слесарем на бондарный завод Дагрыбтреста .

В 1930 году Генрих Алиевич как лучший рабочий был направлен на учебу в Азербайджанский нефтяной институт. В 1931 году со второго курса перевелся в Ленинградский кораблестроительный институт. После его окончания в 1935 году был направлен на работу в качестве инженера — конструктора в центральное конструкторское бюро Балтийского судостроительного завода .

Г. А. Гасанов начал работать в отделе проектирования морских котлов и за короткий срок стал ведущим специалистом в этой области, а в 1938 году возглавил проектную группу. Сорок лет своей яркой, всегда полной творческих замыслов жизни отдал Генрих Алиевич становлению и развитию отечественной морской энергетики. Еще до войны им был создан испытательной стенд, на котором отрабатывались варианты обеспечения живучести корабельных энергетических установок. Предвидение и масштаб его прогноза позволили снизить, потери флота. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, Г. А. Гасанову за накопленный опыт, воплотившийся в ряде научных работ, была присуждена Сталинская (Государственная) премия СССР первой степени. Считая, основной задачей конструкторской работы оказание технической помощи личному составу кораблей Военно — Морского Флота в реальных условиях эксплуатации (в основном в наладке и ремонте корабельных установок) и намереваясь провести исследования, которые помогли бы определить правильный путь технического развития отечественного кораблестроительного котлостроения, Гасанов провел 1943-1944 годы на кораблях Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. За эту ответственную и умелую работу он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и рядом медалей .

Любовь к делу — именно то, что вело самого Г. А. Гасанова по жизненным ступеням. Обладая неистощимой энергией, он увлекал энтузиастов, талантливых и просто работоспособных людей, страстно преданных, как и он, инженерной деятельности.

После войны повысились требования к котельным установкам. Для создания новых котлов, отвечающих высоким требования необходимо было создать творческий, сильный, работоспособный коллектив. И здесь Генрих Алиевич выступил в роли организатора. В 1946 году он был назначен начальником и главным конструктором бюро на Балтийском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе. Коллеги говорили о Гасанове, что он в работе, прежде всего, главный конструктор, а потом уже начальник. Он обладал необычайной смелостью при решении сложнейших научных и технических проблем, прекрасной интуицией и научной прозорливостью.

В послевоенный период под непосредственным руководством Г. А. Гасанова и при его личном участии был создан ряд котельных конструкций, за которые в 1958 году он был удостоен Ленинской премии, а в 1970 году за новые открытия в области морской энергетики Г. А. Гасанову было присвоено звание Героя Социалистического Труда .

Занимаясь научной и педагогической деятельностью, Г. А. Гасанов внес большой личный вклад в подготовку морских инженеров — механиков. В 1959 году Г. А. Гасанов был утвержден Высшей аттестационной комиссией в качестве доцента кафедры котлов Ленинградского кораблестроительного института, а в 1966 году ему была присуждена ученая степень доктора по теории и проектированию судовых парогенераторов. Под его научными руководством были подготовлены и успешно защищены многие диссертационные работы. Г. А. Гасанов активно участвовал в работе научно — технических советов Министерства судостроительной промышленности СССР .

Крупный конструктор, талантливый руководитель, большой ученый и опытный педагог Г. А. Гасанов обладал прекрасными человеческими качествами. Душевность и отзывчивость, готовность делиться своим опытом с молодыми коллегами снискали ему исключительное уважение.

В газете » Красная Звезда » от 15 сентября 1988 года рассказывается, как «целый месяц не покидая кабинет, не отвечая на звонки, три крупных ученых Н. И. Долижал , В. Н. Перегудов и Г. А. Гасанов — видный специалист по корабельной энергетике , поставили чертежную доску, с утра до ночи считали, чертили, снова чертили и считали. Постепенно определили вес атомной энергетической установки, ее габариты. Они создали атомный реактор для подводных атомных лодок».

28 мая 1973 года Генриха Алиевича не стало .

Г. А. Гасанов оставил о себе добрый след. И после смерти он остался верен флоту. Его имя присвоено крупному танкеру Северного флота, который был спущен на воду 28 июля 1976 года. Слова В. Маяковского «… чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие добрые дела», думаю, относятся и к Генриху Алиевичу Гасанову.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18