Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню
12+

Сетевое издание "Редакция "Голос времени"

25.01.2021 16:31 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

К 100 - летию образования ДАССР О выдающихся личностях республики Ученый и религиозный деятель

Али Каяев — дагестанский ученый и религиозный деятель, по национальности лакец. Али Каяев внес большой вклад в модернизацию традиционной школы на Северном Кавказе.

За годы своей деятельности он написал много религиозных, исторических и публицистических работ, а также учебных пособий, значительная часть из которых до сих пор не опубликована.

Родился в селе Кази-Кумух, бывшем в это время культурным и историческим центром лакского народа. Род Каяевых — один из древних родов Гази-Кумуха.

Письменная родословная Каяевых известна в 14-ти поколениях. Его отец, Абдулгамид, был оружейных дел мастером. Когда Али было 7 лет, отец погиб в Закаталах во время кинжальной драки с грабителями. Учился в Казикумухском медресе у Гази Сеидгусейнова. После окончания примечетского медресе в Кумухе, Каяев совершенствует свои знания у различных дагестанских алимов.

В Согратле Каяев проучился около пяти лет. В годы учёбы он интересуется мусульманским законодательством, историей, этнографией, астрономией. В 1899 году выполнил рукописную копию на арабском языке работы Мухаммеда аль-Карахи, секретаря Шамиля «Блеск горских шашек в некоторых войнах Шамиля», позже легшую в основу научного издания рукописи. Рукопись попала к Абд-ар Рахману, который пригласил Каяева преподавать в астраханском медресе. В Астрахани Каяев прожил 5 лет.

В 1905 году А. Каяев из Астрахани уезжает в Каир с целью поступления в известный в исламском мире университет Аль-Азхар.

Н. Г. Нурмагомедов сообщает: «Али поступив в университет, обнаружил незаурядные способности и обширные познания в арабском языке и в других науках. В Аль-Азхаре в те годы получали образование студенты из различных мусульманских стран и регионов. Среди них первым по своему прилежанию и знаниям в различных науках был студент из Индии. Вторым, по тем же параметрам, признавали самого Али. После двух лет обучения он, экстерном сдав экзамены, получил диплом, и ему предложили вести курс арабского языка в университете».

В 1908 году переехал в Стамбул, где был арестован и выслан в Россию.

В Темир-Хан-Шуре он сдает экзамен на должность кадия, сначала открывает медресе в селении Гунделен, затем, в 1913 году, в Темир-Хан-Шуре становится редактором газеты «Джаридату Дагъистан» на арабском языке, выходившей до 1918 года и ориентированной на дагестанскую интеллигенцию.

В 1918 году был избран депутатом Дагестанского областного Совета и членом исполкома совета, но вскоре после этого сложил с себя полномочия.

В 1918 году Алм Каяев поселяется в Кази-Кумухе и открывает свое медресе, где учили традиционно светским дисциплинам, например, естественным наукам.

В 1928 году медресе было закрыто, а Каяева пригласили на работу в Дагестанский краеведческий музей.

В 1930 году Каяев был арестован по обвинению в соучастии в контрреволюционной организации, и сослан на Южный Урал сроком на пять лет.

Освобожден из ссылки в 1934 году, работал в Научно-исследовательском институте Дагестана, в 1938 году вновь арестован, и в 1940 году сослан в Казахстан сроком на пять лет.

Скончался от тифа 21 декабря 1943 года, первоначально похоронен в Георгиевке, впоследствии перезахоронен на кладбище посёлка Аягуз.

Выступал за реформирование ислама, рассматривал дагестанскую культуру как часть всемирной культуры.

Али Каяев является автором основополагающих работ по истории лакцев и лакскому языку, в том числе толкового словаря лакского языка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10