Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню
12+

Сетевое издание "Редакция "Голос времени"

07.02.2017 13:54 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Народы дагестана - Даргинцы

«Можно отрицать нации, утверждать, и не очень искренне, что для нас никакого значения не 
имеет национальная принадлежность человека. Но невозможно отрицать, что каждый из нас 
корнями связан со своим народом, страной». Р.Г. Абдулатипов

Даргинцы (самоназвание – дарган, мн.ч. – дарганти, народ-даргва) – один из коренных народов Республики Дагестан. В прошлом, до консолидации в одну нацию, соседи называли их по наиболее известным этническим группам-субэтносам, союзам обществ даргинцев: аварцы — цIадехI, акъуш, лакцы — цIакъар, акъуши (по союзам Акуша и Цудахара), а в русской литературе еще и (наравне с другими горцами Дагестана) тавлинами (тюрк. «горцы») или же лезгинами (в значении «дагестанцы-горцы», как и аварцев, лакцев и др.).

В процессе национальной консолидации в состав даргинцев вошли близкородственные им кайтагцы (хайдакьланти) и кубачинцы (урбуганти), хотя они никогда себя даргинцами не называли. Соседи их также не называли даргинцами. Этноним «даргинцы» связывается со словом «дарг» («внутренний, труднодоступный»), некоторые возводят его происхождение к демократическим особенностям обществ, строя союз даргинских обществ Акуша-Дарго, связывая название «Дарго» с понятием «справедливость». Численность даргинцев по переписи населения 2010 г. – 589,4 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане — 490,4 тыс.; Ставропольском крае — 49,3 тыс.; Ростовской области — 8,3 тыс.; Калмыкии — 7,6 тыс.; Астраханской области — 4,3 тыс.; Москве — 3,3 тыс.чел. Даргинцы расселены в центральной части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон. Районы с даргинским (или с преимущественно даргинским) населением – Акушинский, Левашинский, Кайтагский, Сергокалинский, Дахадаевский. Отдельные даргинские селения имеются в Агульском (Амух, Анклух, Чирах, Цирхе), Буйнакском (Кадар, Карамахи, Чанкурбе), Гунибском (Мегеб), Карабудахкентском районах (Губден, Гурбуки, Джанга, Ленинкент). В советское время часть даргинцев была переселена на равнину в Каякентский (Первомайское, Герга, Новое Викри, Новый Дейбук, Краснопартизанск), ДХасавюртовский (Костек, Сулевкент), Кизлярский, Ногайский, Бабаюртовский, Дербентский и другие районы. Из глубины веков Античные авторы уже упоминают ряд племен (гелы, леги), которые интерпретируются как несомненно дагестанские. Ареалом сложения даргинского племени послужила приморская и предгорная части от Дербента до Махачкалы и ныне занимаемая даргинцами территория. О заселении даргинцами древности приморско-предгорная части убедительно свидетельствуют данные топонимики. Многие археолого-этнические материалы и данные письменных источников свидетельствуют, что вместе с другими соседскими племенами Дагестана даргинцы входили в состав Кавказской Албании, а затем державы гуннов и Хазарского каганата. 
С VII в. Дагестан подвергается нашествиям арабских завоевателей. Одним из наиболее упорных противников арабов, «злейшим врагом мусульман» были даргинские владения Кайтаг, и особенно Шандан. Именно в связи с этими событиями VI-VII веков появляются первые письменные свидетельства о даргинских селениях Хайзан (Хайтак) и Зирихгеран (Кубачи). Первым упоминанием собственно «дарган» историки считают замечание Аль-Гарнати (XII в.) о владении Дархах и племени рукланов (гуркиланов), идентифицируемых современными историками как даргинцы (хюрклинцы). Этноним «дарган» впервые приводится в XIV в. в надписи на полях арабской рукописи, повествующей о нашествии Тимура на селения Дарго. Чуть позднее (1404 г.) даргинцев под названием «туриги» упоминает архиепископ Иоанн де Галонифонтибус в своем сочинении «Книга познания мира» (Галонифонтибус, 1980. С. 25, 41). В XV в. Дарга упоминается в записях на полях уже на даргинском языке. В XV–XVIII вв. земли даргинцев, как и всего Дагестана, сильно пострадали от феодальных междоусобиц, а также войн и нашествий Турции и Ирана с целью захвата дагестанских земель. Народы Дагестана вели мужественную борьбу с завоевателями, венцом которой явился разгром полчищ Надир-шаха, в котором даргинцы приняли активное участие. В XVI в. ¬ активизируются русско-дагестанские связи, а со временем Персидского похода Петра I начинается эпоха активного проникновения России в Дагестан. До присоединения к России даргинцы образовывали несколько союзов сельских общин (крупнейший из них – союз союзов Акуша-Дарго, в который входили Цудахар, Усиша, Муги, Мекеги и Урахи), часть из них входила в состав шамхальства, уцмийства, Казикумухского ханства (Буркун-Дарго). В 1633 году о подданстве России заявил уцмий Кайтагский, а позднее и отдельные союзы обществ даргинцев. В составе России Процесс принятия подданства России продолжался в XVII–XVIII вв., но дело ограничивалось лишь его признанием, периодически с небольшим оживлением экономических связей, эпизодической военной и финансовой помощью правителям со стороны России. И лишь с 1813 г., по Гюлистанскому договору с Ираном, Дагестан, включая и всех даргинцев, вошел в состав России. 
Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило дагестанцев от социального гнета, недовольство которым выразилось в восстании 1877 года, в котором даргинцы приняли активное участие. Например, даргинское сел. Цудахар было разрушено до основания огнем артиллерии, а оставшиеся в живых жители переселены на новые места. Один из участников этого восстания – цудахарский кадий Ника-кади, отклонивший щедрые посулы и награды за обещание не выступать против властей, был казнен вторым после руководителя восстания имама -Гаджи-Магомеда. Из среды даргинцев выдвинулась плеяда революционеров, возглавивших борьбу горцев против царизма: шейх Алигаджи Акушинский, Магомед и Гамид Далгат, Алибек Тахо-Годи, Осман Османов, Рабадан Нуров, Алибек Богатыров, Муса Карабудагов, Кара Караев, Юсуп Малламагомедов, Халимбек Мустафаев, Ибрагим Карабудагов, Али Гимринский. Даргинцы гордятся своими земляками, которые прославились героическими достижениями. Среди них пять Героев Советского Союза и два Героя России. Хозяйственная деятельность Хозяйственная деятельность даргинцев издревле включала земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (ХV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация (ХVI – нач. ХХ вв.). Земледелие – всеобщее занятие, но не главная отрасль хозяйства. В горных долинах (в Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах) занимались садоводством и виноградарством. Выращивали абрикосы, сливу, черешню, яблоки, груши. Наблюдается большой удельный вес отходничества, по сравнению с промыслами; во вьючном транспорте преобладали лошадь и осел. 
Сильное развитие получили у даргинцев промыслы. Наиболее развитые из них – обработка шерсти, металла, дерева, камня. Некоторые селения, хотя и сохранились как населенные пункты, утратили статус ремесленных центров. Так, больше не делают домотканое сукно в селах Ашты, Гуладты, Кища, Сутбук и Урари; забыто оружейное дело в Цудахаре, Дейбуке, Мулебки, Кадаре; кузнечное дело в с. Муги. Однако есть в Даргинии селения, не подпадающие под общую драматическую статистику, — Кубачи, Харбук, Арши, Куппа, Сутбук, Уллуая, Цудахар и Губден. В них до сих пор живы традиционные промысли: в Кубачи – ювелирное искусство, в Харбуке — кузнечное и оружейное дело, в Куппа, Арши и Цудахаре – производства головных уборов, в Сутбуке и Уллуая — обработка камня. Поддержка промыслов проходит в школах. Гаджиомар Изабакаров многие годы ведет урок «Основы кубачинского искусства». Любовь к искусству дедов прививается в учреждении дополнительного образования — школе искусств им. А. М. Абдурахманова. В материальной культуре даргинцев, как и во многих других сферах, преобладают общедагестанские черты. Преобладает вид поселений, которые можно называть «селением — ши». Поселения имеют вертикальную (склоновую) планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую форму. Другие виды поселений – хутор и отселок. Первый – опорный пункт для хозяйственной микрозоны, постепенно обретавший поселенческие функции: это однодворное поселение характеризуется разбросанным расселением, устанавливается как вид поселения со времени последней зональной хозяйственной специализации (XVI в.), а как хозяйственная база – с древнейших времен. Хутор не обладает правами на общинные угодья, здесь нет общины, схода, мечети и кладбища. Отселок – разросшийся хутор, малодворный (иногда перерастает в селение, как и хутор в отселок) (XVII–XIX вв.), субобщина с ограниченными правами, в том числе на угодья, с простой мечетью, без схода и кладбища. Традиции и обряды Пища даргинцев отражает традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства и имеет две основы: растительную и животноводческую. Преобладающей была первая, в высокогорье молочно-мясная пища имела намного больший удельный вес. Из мучных блюд наиболее распространенное блюдо — хинкал. Очень популярны были пироги и вареники с самой разнообразной начинкой: мясным фаршем, творогом, зеленью, зеленым луком, сыром, яйцами. Наиболее распространённый напиток — буза (гьаруш), в Кайтаге были кипяченое виноградное вино (мусти), медовый напиток (мукатти), брага из изюма (тIутила мин). 
В современном питании при сохранении традиционных основ появились закуски, соленья, варенья, чай, борщ, соусы, плов, голубцы, картофельные блюда. Традиционная одежда даргинцев — общедагестанского типа, с определенными особенностями и модификациями. Мужская одежда: туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы-накидки, бурка, папаха, на равнине – летние войлочные шляпы, башмаки типа сабо; обязательный атрибут мужского костюма — кинжал. У женщин, кроме туникообразного, были еще платья с отрезной талией и архалук (распашное), платок-покрывало (чибо) из бязи, чухта (чепчик, сквозной, с завязыванием лент на лбу), много серебряных украшений. Несмотря на преимущественную этническую маркированность одежды, имелись определенные зональные особенности, связанные как с особенностями местной географии, так и со спецификой занятий. Например, в женской одежде с. Кубачи сохранилось больше национальных особенностей: платья из восточной парчи, каз — белый вышитый головной убор в виде шали, узорчатые вязаные шерстяные носки, серебряные цепочки на чохто, серебряные браслеты, золотые перстни, нагрудные подвески с жемчугом. Городские кубачинки, подъезжая к селу, нередко переодеваются в кубачинскую одежду. 
Современная одежда даргинцев почти не имеет не только этнической специфики, но и традиционно-культурных особенностей, она близка к городской, традиционная же одежда частично бытует в отдельных местах (например, Ашты, Кубачи, Губден) у пожилых людей и во время некоторых обрядовых церемоний. Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ – независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили в союз союзов (суперсоюз) общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Муги, Усиша, позднее – Урахи, временами – Сирха). 
Гостеприимство, куначество, система постоянных семейно-бытовых связей, осуществляемых посредством взаимных посещений по самым разнообразным причинам и обстоятельствам, служат укреплению этноса. Традиционные нормы морали и этики нашли отражение и в культуре питания даргинцев. Воздержанность в еде считалась одним из достоинств мужчины, чревоугодие — одним из позорных пороков, за столом следовало вести себя чинно, мало разговаривать, не смеяться, не шуметь, ничего не спрашивать, не обсуждать качество пищи. Самым престижным праздником даргинцев являлся праздник первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, имитативной, плодородящей и других видов магии. Из мусульманских праздников наиболее торжественно и празднично отмечали и отмечают день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам) после месяца поста Рамазан. Ныне в обществе наблюдаются оживление старинных традиций, тяга к познанию собственного прошлого, возрождение отдельных обрядов, особенно религиозных. 
Семьи входили в тухум. Тухум мог делиться на подобные же структуры низшего порядка – патронимии (жинс, агьлу), которые, разрастаясь, могли образовать новый тухум. Тухум не экзогамен, но и не строго обязательно эндогамен. Система родства даргинцев — арабского типа, родство обозначалось до 12-го колена — от «дудеш» (отец) до «хъулигIена» (в доме бывающий). Брак заключается по шариату (в советское время — скрытно). Браки преобладали внутритухумные, часто межпатронимические. Локализация-патрилокальная, развод по шариату. Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом» доме (до свадьбы). «Магьар» производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или поверенных, формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно. В советское время произошла демократизация брачных и семейных обрядов, внутрисемейных отношений: принципов выбора партнеров, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, традиций избегания, состава брачующихся (социального, этнического ). Народное творчество Духовная культура даргинцев характеризуется замечательными достижениями в области народного творчества, в частности, декоративно-прикладного искусства, песенно-музыкального исполнительства, поэзии, музыки, танцев.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

347